ФЭНДОМ

По́весть (не путать с рассказом!) — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически русское понятие "повесть" заменяют "короткий роман" (англ. «short novel») и novella (которую не следует путать с омонимом "новелла" русской традиции, означающим "короткий рассказ".

В России первой трети XIX века термин "повесть" соответствовал тому, что теперь называют "рассказ". Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином "повесть" обозначали всё, что по объёму не дотягивало до романа. Повестью называли в том числе и короткое повествование об одном происшествии, иногда анекдотическом («Коляска» Гоголя, «Выстрел» Пушкина).

Историческое значение

В Древней Руси "повесть" означала любое повествование, особенно прозаическое, в отличие от поэтического. Старинное значение термина — "весть о каком-то событии" — указывает на то, что жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик.

Важным источником старорусских "повестей" являются летописи ("Повесть временных лет" и др.) В древнерусской литературе "повестью" называли всяческое повествование о каких-нибудь действительных событиях ("Повесть о нашествии Батыя на Рязань и др.), чья достоверность и актуальная значимость не вызывали сомнения у современников.

Проблемы определения

Жанр повести — переходный между романом и рассказом, и поэтому он с трудом поддаётся однозначному определению. Как иронирует А.Немзер, "отличать повесть от романа умел только профессор Поспелов (да и тот менял не раз свои дефиниции), а спорить на эту тему любят студенты-филологи второго-третьего курсов (к четвёртому — проходит)"

Сюжет классической повести (как он сложился в реалистической литературе второй половины XIX века) обычно сосредоточен вокруг образа главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий, в которых он принимает непосредственное участие. Побочные сюжетные линии в повести (в отличии от романа) как правило, отсутствуют.

См. также